Еще до нашествия варваров с севера центр Римской империи переместился из Рима в Византию. Там, несмотря на упадок античной цивилизации, была сделана попытка сохранить медицинское наследие предшествующих столетий. Гален был последним великим античным ученым-медиком. В византийской медицине отсутствовала оригинальность: ее вклад сводился к сохранению достигнутого. Орибасий (325-403), врач императора Юлиана, составил многотомный справочник по медицине и хирургии. Другие прославленные византийские компиляторы - Аэций (расцвет ок. 500), Павел Эгинский (607-690) и Александр Тралесский (525-605); последний был единственным медицинским автором этого периода, проявившим какую-то самобытность. Средние века изобиловали войнами и эпидемиями, везде царил социальный и экономический хаос. Новое христианское учение, обещавшее спасение, было принято со слепым фанатизмом. Распространение мистики привело к подъему религиозного целительства. Братья Косма и Дамиан, мученики эпохи Диоклетиана, благодаря чудесным исцелениям стали христианским святыми - покровителями медицины. Если язычники римляне наделяли особыми целительными силами различных богов и богинь, то теперь эти функции были распределены между многочисленными святыми. Считалось, что св. Рох и св.Себастьян предохраняют от чумы, св. Иов от проказы, св. Антоний Фивский от отравлений. Даже само представление о болезнях изменилось. Они уже не связывались с естественными причинами, а считались наказанием за грехи. Молитвы, пост, покаяние стали основными лечебными средствами. Хотя христианское милосердие требовало ухода за больными и для этой цели учреждались больницы, методы лечения не основывались на медицинских знаниях. Отцы церкви, естественно, вносили христианские догматы в медицинские учения. Мистицизм и догматизм вытеснили научное знание и исследование. Таково было состояние византийской медицины до нашего времени...
|