Мир находится на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу... Отсюда берет начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. В первую очередь это наиболее впечатляющая эпидемия «горячки» (mal des ardents), которую вызывает спорынья (возможно, также и другие злаки); эта болезнь появилась в Европе в конце Х в. Как говорит Сигеберт Жамблузский, 1090 г. «был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние». В 1109 г. многие хронисты отмечают, что «огненная чума», «pestilentia ignearia», «вновь пожирает людскую плоть». В 1235 г., как говорит нам Винцент из Бове, «великий голод царил во Франции, особенно в Аквитании, так что люди, словно животные, ели полевую траву. В Пуату цена сетье зерна поднялась до ста су. И была сильная эпидемия: «священный огонь» пожирал бедняков в таком большом числе, что церковь Сен-Мэксен была полна больными». Горячечная болезнь лежала в основе появления нового монашеского ордена. Движение отшельничества XI в. Стало почитать Святого Антония. Отшельники Дофине в 1070 г. получили из Константинополя мощи святого анахорета. В Дофине тогда свирепствовала «горячка». Возникла надежда, что мощи св. Антония могут ее излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым». Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа и расплодило свои отделения вплоть до Венгрии и Святой земли. Антониты (или антонины) принимали в своих аббатствах-госпиталях больных, и их большой госпиталь в Сент-Антуан-ан-Вьеннуа получил название госпиталя «увечных». Их парижский монастырь дал имя знаменитому Сент-Антуанскому предместью. Самой распространенной и смертоносной из эпидемических болезней является, конечно же, туберкулез, соответствующий, вероятно, тому «изнурению», «languor», о котором упоминает множество текстов. Следующее место занимают кожные болезни - прежде всего ужасная проказа, а также гангрены, чесотка, язвы, опухоли. Золотуха, часто туберкулезного происхождения, настолько характерна, что некоторые суеверия наделяют французских королей даром ее исцеления. Не менее многочисленными являются слепцы с бельмами или дырами вместо глаз, калеки, горбуны, больные базедовой болезнью, хромые, паралитики... Другую впечатляющую категорию составляют нервные болезни: болезнь св. Иоанна (эпилепсия). Тихие и яростные безумства лунатиков, буйно помешанных, идиотов... А у самых истоков жизни - бесчисленные детские болезни, которые пытались облегчить множество святых покровителей. Это целый мир детских страданий и невзгод: острая зубная боль, которую успокаивает св. Агапий; конвульсии, которые лечат св. Корнелий, св. Жиль и многие другие; рахит, от которого помогают св. Обен, св. Фиакр, св. Фирмин, св. Маку; колики, которые также лечит св. Агапий в компании со св. Сиром и св. Германом Оссерским. Даже на уровне повседневной жизни полуголодные, дурно питающиеся люди предрасположены ко всем блужданиям разума: снам, галлюцинациям, видениям. Им могут явиться дьявол, ангелы, святые. Пречистая дева и сам Бог...
|