Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые - императорской свите высшего ранга и его окружению. Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием, изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него - Св. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: "Я являюсь мировым светом". Над дверью под мозаичным панно находится металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса. Нартексы Эта часть здания у самого входа, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу. Главное пространство В центре купола, окруженного 40 окнами - изображение Иисуса (византийский период). На пандативах трехугольной формы, поддерживающих большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене: изображения патриарха Константинополя (IX столетие) Игнатия, патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и патриарха Антиохского (сегодняшняя Антакья) (II столетие). Слева, у боковой анфилады высится "плачущая колонна", либо "потеющая колонна" - четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует поверье: "Плачущая коллона" имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится. На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров. Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита занимала свои места в малых кругах. Справа, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери. Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана - макет церкви. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия. Галереи Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства. Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование "райские ворота". "Райские ворота" с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус, Св. Мария и Иоанн Креститель: Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами, молят Иисуса об отправлении грешных в рай. Нижняя часть мозаики, подвергшаяся серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою художественную ценность. В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса. На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос. На другом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос. В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия - Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.
|