Храм состоит из трех частей: алтаря с престолом - символом Гроба Господня и Трона Христа, в который не допускались непосвященные; центрального пространства храма - наоса (по-гречески "корабль"); притвора, где в церкви могли находиться оглашенные - готовящиеся принять христианское Крещение, и кающиеся - временно отлученные от совершения церковных Таинств. Основное пространство храма от алтаря с престолом отделялось иконостасом - небольшой перегородкой, на которую верующие могли ставить иконы, принесенные из дома, и молиться перед ними. К XI веку в Византии установился определенный порядок размещения в алтаре и храме иконографических изображений. Иконостас состоит из ярусов, или чинов: первый (нижний) чин называется Местным. В центре него - Царские Врата, символизирующие вход в Царствие Небесное, справа от них находится икона Христа Спасителя, слева - Божией Матери. Вторая икона справа называется местной: это всегда икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм. Второй ярус иконостаса называется Деисусным (по-гречески "деисус" - "моление"). В центре него находится образ Христа "Спас в Силах", справа и слева от него изображены Иоанн Креститель и Богородица с апостолами-евангелистами, молящие Иисуса Христа о спасении рода человеческого. Третий чин - Праздничный, где помещены иконы, изображающие двунадесятые праздники Православной Церкви. Четвертый чин - Пророческий, где в центре изображена Богородица с младенцем Христом на троне, а справа и слева от нее - ветхозаветные пророки со свитками в руках, свидетельствующие о грядущем пришествии в мир Христа. Последний чин иконостаса - Праотеческий, где изображены библейские патриархи. Завершает иконостас Распятие или изображение белого голубя как символа Святого Духа. Пять глав православного храма символизируют Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов. Купол храма символизирует небесный свод, поэтому внутри купола помещается изображение Христа Вседержителя (как в Успенском соборе) или Бога Саваофа (как в Архангельском соборе). На западной стене православного храма обычно находится изображение Страшного Суда. Это последнее, что видит человек, покидая храм, как напоминание о предстоящем каждому испытании.
|