От возникновения христианства до IX в. Единая Христова Церковь - Вселенская, или Кафолическая (в славянском переводе Символа веры: "Соборная Церковь"), обымала самую многочисленную часть верующих на Востоке и на Западе. С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось отпадение от единства Вселенской Церкви западной ее части во главе с Римской кафедрой. При этом она также оставила за собой название кафолической, соответственно латино-романскому произношению - католической. Разделение церквей (Схизма)- разногласия между восточными патриархами и папами накапливались в продолжение ряда веков; в IX в. при патриархе Фотии и папе Николае I распря привела к открытому разрыву, окончательное разделение церквей произошло в 1064, когда единая вселенская церковь окончательно распалась на восточно-православную и римско-католическую. Завершилось после завоевания в 1204 Константинополя крестоносцами. Главнейшим основанием к Р. послужили вопрос о главенстве папы и учение об нисхождении св. Духа; учение о значении добрых дел для спасения и, в связи с ним, учение о сверх должных заслугах свитых, учение об индульгенциях и чистилище. Со времени Пия IX прибавилось еще два догматических основания: догмат о непорочном зачатии Богородицы и о непогрешимости папы. Основные разногласия между обеими Церквами в вопросах догматического характера, изложенные в хронологическом порядке их возникновения, сводятся к следующему. 1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью. 2. Учение об исхождении Святого Духа "и от Сына" (filioque). Два эти пункта расхождения римского католицизма с православием и были причиной так называемого разделения церквей в XI в. Логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительной непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском Соборе 1870 г. 3. После разделения Церквей в Римско-католической Церкви сложилось учение о спасении, включающее учения о первородном грехе и об удовлетворении Богу за грехи и связанные с ним учения о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях. 4. В XIX и XX вв. были провозглашены два новых, так называемых Мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и Ее телесном вознесении на небо (1950). Сохранив существенные черты древней неразделенной Церкви, Римско-католическая церковь приобрела со времени отпадения ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от Восточной Церкви Римско-католическая церковь акцентирует развитие догматического учения Церкви и возможность восполнения его путем провозглашения новых догматов. Между восточным и западным фистианством существуют различия в понимании догматов. Православная Церковь придерживается мнения, что сформулированные на первых семи Вселенских соборах вероопределения представляют собой истину абсолютную, неизменную и не подлежат никаким дополнениям и усовершенствованиям. Например, православные христиане считают, что никто, в том числе и сама Церковь, не может измерить ранее утверждённый догмат или «придумать» новый. Со временем может измениться лишь степень полноты постижения ранее провозглашённых вероопределений. С православной точки зрения наиболее полное изложение христианской догматики дал в VIII в. I Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры». Кроме того, православное богословие различает догматы общие и выведенные из них частные. Например, из общего догмата о триипостасном единстве Бога выводятся частные догматы о «собезначальности» и «равночестности» всех трёх божественных ипостасей. Римско-католическое богословие, напротив, допускает возможность изменения догматов. В дополнение к первым семи Вселенским соборам католики признают Вселенскими ещё 13 соборов и считают догматами их вероучительные постановления. В Никео-Константинопольский символ веры они внесли знаменитое филиокве (лат. filioque - «и от сына»)- догмат, провозгласивший исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, а позднее приняли догматы о непорочном зачатии Девы Марии и безошибочности Римского первосвященника в вопросах веры. | ПРАВОСЛАВИЕ | КАТОЛИЧЕСТВО | I. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ | Отношение к другим христианским конфессиям | Считает себя единственной истинной Церковью. | Считает себя единственной истинной Церковью. (Однако после II Ватиканского собора (1962-1965 гг.) принято говорить о православных церквях как о «сестрах-церквях», а о протестантах- как о «церковных объединениях».) | Внутренняя организация Церкви | Сохраняется разделение на поместные церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, по поводу признания или непризнания григорианского календаря). | Организационное единство, скрепляемое авторитетом папы (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. | Отношения со светскими властями | В разные эпохи и в различных странах православные церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении. | Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях. | Отношение к браку духовенства | Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. | Духовенство даёт обет безбрачия (целибат). | Монашество | Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежительные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножительные, в которых нет правил киновии. | Существует монашество, которое окончательно приобрело орденский характер в XI-XII вв. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, иоанниты, госпитальеры св. Антония, Тевтонский орден и др.) | Высший авторитет в делах веры | Высшими авторитетами являются Священное Писание и Священное Предание, включающие в себя труды отцов и учителей Церкви; символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила Вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан VI Вселенским собором (680-681 гг.); древняя практика Церкви. | Высшим авторитетом является папа, когда он высказывает свою позицию по вопросам веры (догмат о безошибочности папы- в то время ещё не сложился окончательно). Также признаётся авторитет Священного Писания и Священного Предания. Католики считают соборы своей Церкви Вселенскими (последний состоялся в 1962- 1965 гг.). | II. ДОГМАТЫ | Догмат об исхождении Духа Святого | Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. | Считается, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (лат. Filioque- «и от сына»). | Учение о Деве Марии | Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха (не был признан официально до XIX в.). | Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах» | Существует учение о «мытарствах» («частный суд»)- об испытаниях души умершего после смерти. | Существует вера в «частный суд» над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище- преддверие рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий. | III. БИБЛИЯ | Соотношение авторитетов Священного Писания и Священного Предания | Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. | Священное Писание уравнено со Священным Преданием. | IV. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА | Таинства | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | Принятие новых членов в лоно Церкви | Совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения. Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. | Совершается крещение детей (через окропление и обливание). Конфирмация (миропомазание) и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. | Особенности причащения | Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян «под двумя видами»: Телом Христовым под видом хлеба и Его Кровью- под видом вина. | Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); обычно причащение «под двумя видами» для духовенства, для мирян- «под одним видом» (только хлеба). | Отношение к исповеди | Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Богослужение | Главным богослужением является литургия по восточному обряду. | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. | Язык богослужения | В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковнославянском языке. | В то время- богослужение ТОЛЬКО на латыни. (Сейчас разрешено богослужение и на национальных языках). | V. БЛАГОЧЕСТИЕ | Почитание икон и креста | Весьма развито почитание креста, икон. Иконопись православные отделяют от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. | Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Считается необходимым строго отличать молитву перед иконой от молитвы иконе; допускается лишь первая. | Отношение к культу Левы Марии | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, заступнице. | Приняты молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией, заступнице. |
Священное писание, религиозные иудейские и христианские книги, составляющие Библию, согласно вероучению написанные «по внушению бога». В иудаизме С. п. считается лишь Ветхий завет, в христианстве - и Ветхий и Новый заветы. Священное предание, совокупность книг, которые христианская (православная и католическая) церковь рассматривает как "божественные", ставит их по значимости непосредственно за Священным писанием. Так названо (в отличие от Священного писания) потому, что часть входящих в него произведений, согласно церковному вероучению, была первоначально передана (апостолами) изустно и лишь впоследствии записана. В С. п. входят "Символы веры", "Правила апостольские", решения вселенских и некоторых поместных церковных соборов, отдельные творения отцов церкви и др. Состав С. п. православной и католической церквей различен, в частности в католической С. п. большое место занимают папские декреталии (постановления). Придавая С. п. силу "божественного права", церковь получает возможность санкционировать диктуемые меняющимися историческими условиями практические меры, нормы (которые нельзя обосновать Священным писанием) и закрепить их таким образом как незыблемые (например, общехристианское учение о Троице, догмат о непогрешимости римского папы - у католиков). Дополнительная литература: Д. П. Огицкий. Православие и западное христианство http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=667&cid=13 В. Н. Васечко. Сравнительное богословие http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/contents.html
|