В алтаре храма святой Софии хранились символы власти василевсов. «Согласно преданию, венец и другие царские одежды (инсигнии) не были сотворены человеческими руками - посланный господом ангел вручил их императору Константину и повелел сохранять в храме Божественной Премудрости. Они должны были украшать церковь, а на Пасху (sic!) патриарх отсылал эти одеяния императору, и тот облачался в них в знак того, что он слуга Божий, и в этом облачении участвовал в торжественном выходе. После завершения церемонии праздничная одежда василевса возвращалась на своё место в алтаре. В будний же день ни царь, ни патриарх, ни кто-либо другой не мог под угрозой церковного отлучения прикоснуться к венцу Константина Великого. Рассказывали, что император Лев IV Хазарин (775-780) пренебрег запретом и в будний день, к тому же без разрешения патриарха, коснулся священного венца - и тут же на лбу у него вскочил карбункул, а немногим спустя государь в тяжких мучениях расстался с жизнью...» [] Впрочем, в дни переворотов магическая сила венца, видимо, бездействовала: уж очень часто кто-нибудь из восставших при помощи шеста доставал Константинов венец, весящий над престолом в святой Софии, чтобы водрузить его на нового василевса. Венчание на царство нового императора ромеев могло быть совершено только этим венцом, а пока диадема находилась в храме - императорская власть казалась незыблемой. [1] А.П. Каждан "Два дня из жизни константинополя" СПб, Алетейя, 2002. С. 107 - 108 (с) Невилл
|