ГЛАВНАЯ   CЛОВАРЬ   ПРАВИЛА   МАТЕРИАЛЫ   ЗАЯВКИ   ФОРУМ

3general.jpg
Константинополь
Лагерь турецкого войска
Галата
Турки
Лагерь турецкого войска
Этика и обычаи Османской Империи
Голубая мечеть
История Османов
Ислам
Государство
Шариат
Лагерь турецкого войска

Во имя Аллаха милостивого, милосердного, и к его помощи я прибегаю!

Хвала, слава и бесконечная благодарность тому Владыке царства земного и небесного царствия, Обладателю величия и могущества, пресвятому и всевышнему престолу которого присущи благоустройство мирового порядка и устройство дел человеческих и от великой воли которого зависит изменение положения людей. Благоволение Аллаха и почести тем родовитым людям и мужам земли нашей, достоинству которых соответствует следование похвальному правилу ревностного служения державе нашей. Раз за разом греки нарушали все свои обещания и при каждом удобном случае изменяли собственным клятвам. Подчинив свою церковь папской власти, император Константин разорвал последние дружеские узы, существовавшие между турками и греками. Единственная цель Василевса - натравить Запад на турок. Свои истинные намерения Константин все еще пытается скрыть за лживыми словами и мнимым благородством. Но османские селения, которые пылают сейчас на берегах Мраморного моря, осветили огнями своих пожарищ его кровавые захватнические планы. Стремление Византии к завоеванию соседних земель уже прямо угрожает нашей жизни. Изощренная хитрость и жестокость греков требуют возмездия. Чтобы покончить с постоянной угрозой, чтобы избавить страну от опасности, неизменно исходящей от греков, каждый правоверный обязан встать под знамена священной войны. Тот, кто все еще защищает греков, полностью разоблачает себя, доказывая, что является врагом нашей державы. Да поднимется карающий меч султана, чтобы отомстить за убитых, замученных, заживо сожженных и угнанных в неволю правоверных! Аллах Велик!

призыв султана Мехмета II

Структура войск османской империи XV века.

Во времена становления государственности в Османской империи, основу армии составляли легковооружённые всадники - акынджы. Надо заметить, что в условиях гористой местности Малой Азии лёгкая маневренная конница, была вполне эффективна для насильственного присоединения соседних тюркских племён, подавления бунтов вассальных беев, войны с Сирией. Однако, опыт войны с Византией, а позже и с армиями крестоносцев показал, что султанату необходима современная, мощная, а самая главное, многочисленная армия. Ведя постоянные войны, турецкие султаны поняли, что без хорошей линейной пехоты одерживать победы чрезвычайно трудно, ведь имеющееся в наличии ополчение не могло выполнять все боевые задачи, приходилось прибегать к помощи спешенной кавалерии, возникла необходимость в создании регулярной пехоты. К середине XV столетия военная машина Османской империи представляла собой оконченную структуру, которая существовала ещё около двухсот лет без изменений.
Начало военно-ленной, тимарной системы было положено еще основателем османского государства беем Османом, который начал раздачу своим соратникам на правах условного держания города и земли. Главное условие пользования таким даром для всадника-сипахи - выступать в поход по первому призыву бея (затем султана) «конно, людно и оружно». В последствии условия службы в тимариотской милиции были поставлены в зависимость от доходности того или иного тимара. Относительно дешево обходившаяся султанской казне и вместе с тем отличавшаяся на первых порах высокой боеспособность тимариотская милиция быстро оттеснила акынджи на вторые, вспомогательные роли и заняла их место в османском войске.
Основной единицей структурного деления армии османов был корпус (таифе) «яя ве мюселлем». Это полупрофессиональное войско, формировавшееся по десятичному принципу, имело в своём составе пехоту (яя) и конницу (мюселлим, мюселлем), а также вспомогательные войска (фуражиры и т.п.). Во главе десятка стоял булюк-паша*, сотни - мюселлем, тысячи - яя-бей. Это войско состояло из свободных турков общинников, которые в мирное время были освобождены от уплаты налогов и трудились на своих земельных участках, а в военное время выступали по первому требованию правителя. Помимо военной добычи, существенных налоговых льгот они получали жалование из казны султана в размере 1 акче в день.
В 1347 г. султан Орхан, его брат Саллах-Эддин и главный войсковой судья Кади учредили так называемую обязанность "дешюрме", когда каждый пятый мальчик от 10 до 16 лет отнимался у родителей (в основном славянских народов и христиан-вассалов) и воспитывался в турецкой армии. Обращённые в ислам, они считались рабами султана, жили в казармах, им запрещалось жениться, заниматься хозяйством. Таким образом был сформирован корпус Капыкулу (янычары). С самого начала корпус полностью находился на содержании султанской казны и долгое время воспитанники вели образ жизни, схожий с монашеским. Главная цель их жизни - война против неверных, а основное занятие - военные упражнения. Вышколенные бойцы-профессионалы, отличавшиеся отменной дисциплиной, преданностью султану и религиозным фанатизмом, воины корпуса капыкулу быстро превратились в главную ударную силу османского войска и верную опору султана. Помимо участия в завоевательных походах, янычары несли гарнизонную службу в покорённых Османской империей арабских странах и на Балканах.
Отдельными воинскими подразделениями в оттоманской армии были дружины уджбеев. Они формировались из свободных тюрков проживающих на приграничных территориях и занимались охраной границ Османской империи. В военных походах они не участвовали.
В армии османов, так же присутствовало ополчение (азапы, азебы), которое набиралось на время военных походов из свободных горожан, крестьян, им так же платили жалование. Численность азапов была примерно равна яя ве мюселлем, однако они были на порядок хуже вооружены и экипированы.
Турки активно использовали подданных христиан - войнуков. Войнуки представляли собой некую категория сельского населения на Балканах в период османского владычества, выполнявшую военную службу в качестве вспомогательного войска, взамен чего освобождалась от уплаты некоторых видов налогов.
К 1453 году армия османов включала в себя, помимо корпуса капыкулу и тимариотской милиции, полупрофессиональное пешее и конное поселенное войско (яя ве мюселлем), отряды конных добровольцев-акынджи, дружины уджбеев, пешее ополчение - азапов, и воинские контингенты, выставляемые христианскими вассалами султана.