ГЛАВНАЯ   CЛОВАРЬ   ПРАВИЛА   МАТЕРИАЛЫ   ЗАЯВКИ   ФОРУМ

4general.jpg
Книга Эпарха

"Книга Эпарха" - сборник постановлений регулирующих ремесло и торговлю.

Византийские корпорации были генетически связаны с коллегиями Поздней Римской империи, основной целью организации которых была не защита интересов производителей и торговцев, а обеспечение выполнения общественных литургий - повинностей в пользу государства. Многое
изменилось с тех пор в жизни коллегий-корпораций, но они по-прежнему не являлись добровольными объединениями ремесленников или купеческими гильдиями, стоявшими на страже интересов своих членов. Это были созданные по воле властей сообщества, находившиеся под строгим надзором государства, которое ни в коей мере не заботилось об обеспечении максимально выгодных условий для деятельности членов корпораций. Не случайно поэтому основное внимание в " Книге эпарха" уделено общественным обязанностям руководителей и членов корпораций и их парадно-представительным функциям, не имевшим никакого отношения к производству и торговле. Члены корпораций серикариев и вестиопратов (торговцев дорогими одеждами) украшали улицы во время празднеств и торжеств (не явившиеся в праздник к точно указанному месту платили штраф, но могли подвергнуться и более суровому наказанию). Главы корпораций участвовали в церковных и правительственных церемониях.

Главная задача руководителей состояла в сохранении порядка: они следили
за строгим соблюдением предписании эпарха, за деятельностью сотоварищей
по профессии как членов, так и не членов корпорации, за неукоснительной
уплатой податей и пошлин своими подчиненными, за их поведением в
обществе и в быту.

Переход из одной корпорации в другую не возбранялся: макеларий мог,
изучив ремесло, стать свечником, но никто не имел права заниматься двумя
ремеслами сразу. Нормы "Книги эпарха" были направлены на обеспечение
занятости столичного населения и на создание условий для получения
членами корпораций одинаково скромного достатка. "Подозрительны властям,"-
говорил философ и писатель XI в. Михаил Пселл, - "все, внезапно начавшие
благоденствовать".


Ярким примером особенностей регламентации производства по "Книге эпарха"
являются ее положения о шелкоткачестве и торговле шелком. Сырец-метаксу,
привозимую в столицу, имели право закупать лишь метаксопраты - торговцы
шелком. Закупку производили в определенном месте под надзором
чиновников. Метаксопраты-оптовики продавали метаксу мелкими партиями
менее состоятельным торговцам сырцом. У них метаксу покупали катартарии
- ремесленники, производившие очистку и размотку коконов. Готовую пряжу
катартарии продавали снова метаксопратам. Метаксопраты сбывали ее
шелкоткачам-серикариям. Ткачи не имели права свободно продавать
изготовленную и окрашенную ими ткань или шить из нее одежды на продажу.
Они продавали ткань вестиопратам, которые, одни пользовались правом
продавать шелка на рынке покупателям. На каждом из названных этапов
перепродажи шелка продавцу обеспечивалась восьмипроцентная (точнее,
8,33%) прибыль (от суммы, затраченной им на покупку). Готовая шелковая
ткань стоила в несколько раз дороже израсходованной на ее изготовление
метаксы, а метакса покупалась буквально по цене золота. Описанная
организация не стимулировала развитие производства: она обеспечивала
вовлечение в "дело" широкого круга лиц и контроль государства,
взимавшего с каждой из перечисленных торговых сделок пошлину (процент с
прибыли).


Независимо от того, состоял горожанин или не состоял членом какой-либо
корпорации, он уплачивал в казну налоги и пошлины со всех видов своего
имущества и с любого рода своей трудовой деятельности. Он платил и за
владение пригородной землей, и за сад в городе, и за мула или овец в
хлеву, и за помещение, сдаваемое в наем, и за мастерскую, и за лавку, и
за корабль, и за лодку. Практически ни один товар на рынке не переходил
из рук в руки, минуя бдительное око и руки чиновников эпарха.