ГЛАВНАЯ   CЛОВАРЬ   ПРАВИЛА   МАТЕРИАЛЫ   ЗАЯВКИ   ФОРУМ

5general.jpg
Константинополь
Лагерь турецкого войска
Галата
Турки
Лагерь турецкого войска
Этика и обычаи Османской Империи
Голубая мечеть
История Османов
Ислам
Государство
Шариат
Этика и обычаи в Османской Империи

Отношения христианства и ислама

Османская империя является мусульманским государством. Это значит, что государственные должности могут занимать только правоверные. В отличие от христианства ислам достаточно жестко регламентирует жизнь. Помимо догматов веры и правил общения с Аллахом, мусульманское законодательство описывает семейные и имущественные отношения, государственное устройство и налоговую систему.
Светское и духовное в исламе неразрывно связано. Чиновники и судьи (кади) набираются из образованных мусульман. А образование мусульмане получают в медресе - школах при мечетях. Решения, даже принимаемые султаном, должны соответствовать исламским законам, поэтому духовные лидеры пользуются большим авторитетом, могут возражать султану и влиять на его политтку.
Пример из современной жизни: хотя президентом Ирана и представителем его на политической арене является президент Ахмиди Нежад, подлинным главой государства является аятолла Хоменеи.
Следует знать, что с турецкой стороны война не носила ярко выраженного религиозного характера. Мусульмане признают иудейских и христианских пророков, однако считают пророка Мухаммеда последним и самым правильным. поэтому в исламе есть правила сосуществования христиан, мусульман и иудеев на одной территории. Под властью турок находилось немало христиан, причем жизнь их на турецких территориях часто была более спокойной, чем в обломках Византии.
Султан-Завоеватель Мехмед II, стремясь поразить своих подданных, как мусульман, так и христиан, поддерживал версию о своем происхождении от византийского принца дома Комнинов, который эмигрировал, принял ислам и женился на сельджукской княжне. Отец Мехмеда, султан Мурад имел немало друзей среди христиан и был женат на сербке.
Возможно, мирное признание верховенства турок над Константинополем было бы более правильным шагом, чем попытки унии православных с католиками. Во всяком случае, после падения Константинополя Мехмед II сделал немало для сохранения православия. Его потомки такой веротерпимостью уже не отличались.

Военные обряды и обычаи
Неприятель должен быть предупрежден о нападении на него заблаговременно. До начала осады или штурма парламентер предлагает городу добровольно сложить оружие. Константинополю это было предложено дважды - перед первым и последним штурмами.
Со времен халифа Омара и первых великих завоевателей под знаменем ислама мусульманская традиция предписывала должным образом обращаться с покоренными народами. Если город или область сдаются завоевателю добровольно, они не подлежат разграблению, хотя их и можно заставить выплачивать контрибуцию; христианское и еврейское население может сохранить свои культовые сооружения при условии соблюдения определенных правил, касающихся самих зданий. Даже если капитуляция носит вынужденный характер, поскольку обороняющиеся уже не в состоянии держаться дольше, данное правило остается в силе, хотя в этом случае победитель может настаивать на более жестких условиях - значительно более тяжелой контрибуции и наказании наиболее упорных противников. Но если город взят штурмом, его жители не имеют никаких прав. Армии завоевателей разрешается в этом случае в течение трех дней неограниченно грабить город, а бывшие храмы, так же как и все другие здания, становятся собственностью главы победителей, и он может поступить с ними так, как ему заблагорассудится.
Всякое имущество, отнятое у неприятеля или завоёванное в чужой стране, входит в военную добычу и после уплаты хюмс (одной пятой части) поступает в делёж для всего войска. Обитателей домов забирают вместе с их имуществом. Каждого, кто сопротивлялся или падал от изнеможения, тут же убивали; так же поступали и с многими младенцами, за которых ничего нельзя было выручить; однако в большинстве случаев схваченных оставляли в живых.
После падения Константинополя султан проследил, чтобы добыча была справедливо разделена между войсками, участвовавшими в штурме, и теми, чей служебный долг не позволил ворваться в город. Султан выкупал своих знакомых христиан из общей добычи. После истечения трехдневного срока, официально отведенного для грабежа, султан издал фирман, по которому все греки, оставшиеся на свободе или уже выкупленные, могли вернуться в свои дома; их жизнь и имущество отныне объявлялись неприкосновенными.