ГЛАВНАЯ   CЛОВАРЬ   ПРАВИЛА   МАТЕРИАЛЫ   ЗАЯВКИ   ФОРУМ

5general.jpg
Книги и материалы для подготовки к Игре
Карта империи. 1444 год
Обои для рабочего стола
Коллекция аватарок
Изображения турецких доспехов
Статья по византийскому костюму
Статья про византийскую пищу
Выдержки из книги по византийскому костюму
Баннеры игры
"Падение Константинополя" Стефан Цвейг
Видео презентация игры
Модель игрового корабля
Несколько картинок византийских костюмов
Материалы по византийским доспехам
Выкройки простейшего византийского шлема
RSS Ленты
Фотолетопись
Структура власти
Благодарности
Мастерский отчет
Византийский костюм

Статья о византийском костюме.

Данная статья может использоваться только как справочный материал. Основа для подготовки костюма к игре - правила по костюму, вывешеные в соответствующем разделе. Картинки, приведенные в этой статье не претендуют на реконструкцию. Это, скорее, качественная стилизация.

Опубликована в журнале "Мое Королевство" Автор - Светлана Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Мода Византии: прямолинейность и непроницаемость.

Немного об одежде Византии в общих чертах:


Одежда в Восточной Римской Империи, которую на западе называли Византией, (и иногда Романией) была взята от Римской Империи. По большому счету Византия и была поздней Римской Империей, хоть ее столицей и был Константинополь, а религией преимущественно христианство.
В огромной истории Византии - несколько периодов: ранневизантийский, средневизантийский и поздневизантийский, в конце которого, в 1453 году, Константинополь был окончательно захвачен турками.
Её исторического путь включает в себя следующие этапы:
4- начало 7 в. - время перехода страны от античности к средневековью;
вторая половина 7-12 в. - вступление Византии в средневековье, формирование в империи феодализма и соответствующих институтов;
13- первая половина 15 в. - эпоха экономического и политического упадка Византии, завершившаяся гибелью этого государства.
На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты - духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий. Модой предусматривались различные виды верхней одежды в зависимости от сословия. Общее впечатление от византийской одежды - полная непроницаемость: наглухо закрыты руки, грудь и плечи. Нагота стала греховной.
Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.
Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником - оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека.
Есть мнение, что причиной тому, что одежда в то время стала длиннее, тяжелее и более закрытой та, что погодные условия в той части мира изменились и в Европе стало холоднее. (Во времена Римской Империи в Британии успешно выращивали виноград, что гораздо севернее тех мест, где его можно выращивать сейчас).
В византийском государстве вся культурная жизнь находилась под влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких и неподвижных рамках раз и навсегда очерченного церемониала. Этой цели должна была служить и одежда. Традиция связывала ее с одеждой эпохи Римской империи, но к этому добавилось многообразное влияние Востока. Роль посредника играла сначала блестящая новоперсидская (сасанидская) культура, несколькими столетиями позже - арабская. Что касается формы и покроя, то оба пола в принципе хранили верность антично-римской одежде. Основные компоненты византийского костюма - длинная рубаха-юбка с рукавами (туника или хитон) и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече. Этот плащ походил на римский сагум или лацерну (lacerna - верхнее, преимущественно дорожное, платье с капюшоном), однако был длиннее римского, причем у знати изготавливался из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой на груди - знаком высокого положения, подобным широкой полосе (clavus latus) на тунике римского сенатора. Мотив окутывания всех членов тела со временем проявляется все сильнее, так что даже туника с рукавами, доходящая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок.
Античные формы одежды дополняются сугубо восточными мотивами: прежде всего это богатая (иногда - чрезмерно богатая) отделка, разнообразие окраски и блеск материала. Византия с жадностью принимала восточные шелковые ткани, которые вдобавок расшивались узорами и орнаментом (большей частью с христианской символикой). Богатая отделка из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, покрывала всю поверхность одежды и усиливала впечатление прямолинейности и жесткости.
Поздневизантийский период (1025 - 1453 гг.) - период внутренних феодальных распрей и наступления турок-сельджуков и норманнов. Крестовые походы (с 1096 г.) также затруднили ее реставрацию. Уже после того как соединенные силы крестоносцев из всех главных западноевропейских стран в 1204 г. (во время четвертого крестового похода) взяли Константинополь штурмом, в правление Михаила Палеолога удалось в последний раз восстановить на некоторое время (с 1261 г.). Для Византии 13-15 вв. был характерен возрастающий упадок городской жизни. Латинское завоевание нанесло тяжелый удар экономике византийского города. Конкуренция итальянцев, развитие ростовщичества в городах приводило к обеднению и разорению широких слоев византийских ремесленников, которые пополняли ряды городского плебса. Значительная часть внешней торговли государства сосредоточилась в руках генуэзских, венецианских, пизанских и других западноевропейских купцов. Торговые фактории иностранцев находились в важнейших пунктах империи
При таких обстоятельствах византийские традиции, страдавшие внутренним застоем, окончательно утратили всякую способность к развитию. Замкнувшись в себе, византийцы попытались хотя бы сохранить свою прежнюю форму, это касается и одежды. Если иностранное влияние и имело значение благодаря обширным торговым отношениям, то только в тех областях, которые при разделе достались венецианцам и где установилось прочное правление. В таком положении Византия просуществовала без изменений вплоть до завоевания в 1453 году.  

ТКАНИ

Торговые отношения Византии распространялись до самых край¬них границ Азии, а через посредничество аваров, болгар, венгров и пр. проникли в самую глубь Западной Европы. Через турок, печенегов, куманов они охватили прочие племена, вплоть до самых северных областей русского государства. Лучшие товары из названных стран доставлялись непосредственно на визан¬тийский рынок, в том числе шелковые ткани, шелк-сырец и холст, грубые и гонкие шерстяные ткани, крашеные и узорчатые платки, кожи, кожевенные изделия, пушной товар, оружие, металлы, драго¬ценные камни, жемчуг и многое другое. После того как двум греческим монахам удалось привезти в Константинополь из Индии шелковичных червей (промышленный шпионаж в чистом виде между прочим), а два года спус¬тя пересадить гуда же и необходимое для их содержания тутовое де¬рево (шелковицу),в Византии возникли собственные шелковичные фабрики. Византийцы умели изготавливать из шелка разновидность бархата и придавать тканям лоск и плотность атласа.
Византийцы лю¬били больше пестрые и цветные ткани, белые же обозначали траур.

Шелковые материи ткались с систе¬матично повторявшимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, ара¬бесками и орнаментальными изобра¬жениями растительного царства. Сна¬чала при выделке этих тканей придер¬живались новоперсидских и арабских и для того, чтобы придать материи еще больше блес¬ка, затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем. Рисунок - крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тел.
Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные - кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.
Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас - наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.

Среди красителей первое место занимал, как и в Древнем Риме, пурпур. Щегольство пурпурными одеяниями до такой степени охватило население Византии, что даже парии в цирке отваживались носить одежды, окрашенные пурпуром. Такое злоупотребление было ограничено предписанием Тиберия II (578- 582 гг.), оно допускало наличие пурпурной отделки шириной не более чем в два пальца. Наконец, около начала IX в. Лёв VI отменил запрет на царский пурпур, считавшийся «священ¬ным», разрешив всеобщее употребление одежды с каймой упомя¬нутого цвета, с тех пор пурпур распространился повсеместно, однако только царские одежды могли быть целиком окрашены самым высшим и до¬рогим сортов этой краски. Два самых дорогих сорта пурпу¬ра - тирский (двойной окраски) и аметистовый. Зато все остальные оттенки поддельного пурпура, не отличав¬шегося ничем, за исключением блеска и прочности, от настоящего, с почти одинаковыми с ним переходами от светло-розового до фио¬летового и даже самого густого черно-синего цвета, были к услугам любителей роскоши. Вообще цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ.

Главную часть мужского византий¬ского костюма составляла короткая, полудлинная или доходящая до лоды¬жек туника, всегда с узкими и длинны¬ми рукавами. Полудлинная туника опо¬ясывалась шнуром или полосой мате¬рии и образовывала над поясом буфу. Короткая и узкая опоясанная туника часто сдерживалась еще на груди по¬вязкой, спускавшейся с плеч. Поверх туники надевался талар (talaris), похо¬жий на тунику, но доходящий до земли и без рукавов. Он кроился настолько широким, что плечи спускались на ру¬ки до запястья и образовывали подо¬бие широкого рукава. Характерная от¬делка, встречающаяся на позднейших римско-христианских коротких и длин¬ных туниках, состояла из двух темных или пестрых полос, которые как спе¬реди, так и сзади спускались до само¬го подола. Такими полосами окаймля¬ли и подол, и ворот, и низ рукавов.

Верхней одеждой служила мантия; она застегивалась на правом плече фа¬булой или пряжкой; в позднейшее время ею покрывали оба плеча и завязывали ее на середине груди. По форме визан¬тийская мантия вполне соответствовала античной хламиде или римской военной мантии (sagum). Как той, так и другой придавали то продолговатую, то полу¬круглую форму. Иногда в виде мантии употреблялись paenula (безрукавная мантия древних римлян) и lacerna (легкая римская мантия, надевавшаяся поверх тоги).

Вместо длинных широких шаровар и коротких узких штанов носили облегающие ногу длинные панталоны, сшитые, по всей вероятности, из трикоподобной материи; держались они на шнурке, повязанном вокруг бедер. Это "варварское изобретение" было использовано сначала аримией, потом низшими классами, и наконец (после определенного сопротивления) всеми. Обе половины штанов не всегда составляли одно целое. Ча¬ще они надевались как отдельные части вроде чулок и крепились при помощи особых шнурков или завя¬зок. При коротких, до колен, шта¬нах надевались плотно обтягивав¬шие и прикрывавшие голени чулки, которые чуть пониже колен подвя¬зывались тесьмой. Штаны, несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью.

Римские сандалии и башмаки были заменены в Византии более или менее высокими сапогами, которые, в свою очередь, позднее были заменены бога¬то украшенными красными полусапож¬ками, обернутыми ремнями, плотно об¬легавшими голень и ступню. Во время дурной погоды поверх меховых и кожа¬ных сапог надевали сандалии с дере¬вянными подошвами.
Одежда вельмож отличалась от одеж¬ды простых людей главным образом бо¬гатством материала. Высшие сословия носили почти исключительно тунику (tuni¬ca talaris dalmatica), доходящую до са¬мых ступней, мантия же их отличалась своей шириной. Первоначально костю¬мы вельмож шились из тонких шерстяных и льняных материй, а впоследствии из бу¬мажных и шелковых. В особенном почете были пурпурные одежды, но, по поста¬новлению императора, ношение их вос¬прещалось. Пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными ка¬меньями, был предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин.
В начале VII века отделка из двух про¬дольных полос как на tunica talaris, так и на stola начинает исчезать и остается только на одеждах духовных лиц. В V веке наряды вельмож украшались вдоль швов широкими отделками и шитьем жемчу¬гом. Вскоре всю одежду стали украшать блестящей отделкой с драгоценными ка¬меньями, а ворот туники - широкой кай¬мой, имевшей вид круглого золотого во¬ротника, наложенного на тунику; округ¬ленные, щитообразные наплечники ниспадали от воротника до половины верхней части руки. Позднее воротник отделился от туники и образовал само¬стоятельное украшение, расшитое золо¬том и драгоценными каменьями.

Как уже упоминалось выше, мода Византии была инертна и сохранилась почти без изменений до распада империи. Изображения с миниатюрами XIII в., мож¬но сказать, что изменения, происшедшие за этот промежуток вре¬мени в одежде, очень незначительны.
Судя по костюмам, изображенным на этих миниатюрах, они огра¬ничиваются тем, что вместо шарфа, крепившегося прежде к вороту, постепенно стала входить в употребление особая перевязь, которая свободно обхватывала тело наподобие римской консульской пере¬вязи.

Что касается одеяния низших сословий, то традиционная одежда этого класса едва ли сохранилась до начала IX столе¬тия в том виде, какой она имела до Константина Великого. С этого времени и вплоть до начала XII в. в ней произошли существенные изменения, однако не столько в покрое, сколько в отделке.

 

В мужском костюме это изменение проявляется в зауживании всех частей одежды. Так, прежняя просторная нижняя одежда (ту¬ника) после IX в. приобретает форму узкого кафтана с обтяжными рукавами.
Одновременно в этой одежде произошла и другая перемена: по¬степенно исчезли распространенные ранее продольные параллель¬ные полосы, взамен которых появились роскошные поперечные бордюры, расположенные по нижнему краю одежды, вокруг шеи и рукавов.
В это же время появился накидной плащ, который вытеснил гос¬подствовавшую прежде полугреческую сборчатую накидку. Плащ у римлян являлся почетным отличием, присваивавшимся только им¬ператорам и главным полководцам, и в Византии он был составной частью одежды знати; народу позволялось носить только упомяну¬тую сборчатую накидку.
Плащ и накидка первоначально носились одинаково, т. е. при¬креплялись застежкой на правом плече согласно древнему обычаю. Позднее низшие сословия стали за¬вязывать свой плащ двумя завязка¬ми, прикрепленными к вороту, и но¬сить его в виде открытой спереди накидки, спускавшейся по спине. Со временем к этой одеж¬де прибавились украшения по краям туники.

Одновременно с изменением одежды низших слоев населения из¬менялись и одеяния господствовавших сословий. Первые постепен¬но усвоили фасоны, характерные для западноазиатских народов, лидийцев, фригийцев и персов, одежда знати придерживалась исключительно фасонов, присущих высшим сословиям у упомяну¬тых народов.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ.

Покрой женской одежды был заим¬ствован у римлян. Она состояла из ту¬ники, надевавшейся на голое тело, и из покрывавшей ее stola и мантии. Снача¬ла женщины носили стблу в виде длин¬ной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вско¬ре столу стали носить с широкими ру¬кавами, вследствие чего узкие рукава нижней туники, сшитые обыкновенно из полотна, стали видны. Обе эти туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям, поэтому они почти полностью утратили свой античный характер. Однако к античности плащ приближало то, что он накладывался сзади на оба плеча, а концы - спереди забрасывались назад накрест. Из верхней одежды можно было также встретить и пенулу с вырезом для головы. В зависимости от сословия, модой предусматривались разные варианты верхней одежды. Однако общее настроение византийской моды - это полная непроницаемость одежды. Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело.
В XII веке стола была укорочена до ко¬лен, а нижняя одежда доходила, как и прежде, до ступней. Короткая кофтообразная туника, которую носили и в Риме, привилась и в Византии. Приблизительно до конца IV века гречес¬кие одеяния хитон и гиматион встречают¬ся и у простых византиек, подобно мужчинам, они застеги¬вали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади через оба плеча, и оба верхних конца перекрещивали на груди так, что они свешивались на спине. Верхний край хи¬тона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капю¬шона. Мантия, часто украшенная на кон¬цах кистями, состояла из полукруглого куска материи.
В виде верхнего платья женщины но¬сили также пенулу (paenula), застегива¬ющуюся сзади. Для мантий редко выби¬рали узорчатую ткань; подол всегда ук¬рашался красивым шитьем. Знатные византийки, принужденные скрывать на улице и в обществе свое тело, шили до¬машние платья из тонкой, прозрачной, воздушной и очень дорогой ткани: даже уличные нижние одежды изготовлялись из нее.
Женщины из народа делали свои платья преимущественно из одноцвет¬ных, более грубых материй. Особенной любовью у них пользовались красная стола и голубая мантия.
Обувью женщин служили богато ук¬рашенные, пестрые, мягкие, как чулки, полусапожки. В дурную погоду они но¬сили, как и мужчины, сандалии. Также женскую обувь неизменно составляли либо цветные, либо выши¬тые полубашмаки с полукруглой выемкой, по форме напоминавшие современные женские туфли.
Серьги, всевозможные пряжки и браслеты слу¬жили драгоценными украшениями. Бы¬ли в ходу роскошные ожерелья, к кото¬рым подвешивались медальоны.

Все трансформации, которым под¬вергались женские одежды с течением вре¬мени, ограничивались в основном переменой ма¬терий и орнамента. Очень популярны были пестрые узорчатые ткани, по¬ставлявшиеся азиатами и византий¬скими ткачами, а также оборки на одежде, нередко отличавшиеся рос¬кошной отделкой.
С развитием при Юстиниане про¬изводства шелка зажиточные классы стали выбирать для СВОИХ одежд либо чисто шелковые ткани, либо полушел¬ковые с большим или меньшим содер¬жанием натурального шелка взамен преобладавших прежде льня¬ных и шерстяных тканей. С этих пор льняные ткани шли частью на изго¬товление нижних туник, соответство¬вавших нынешним сорочкам, а частью на некоторые верхние одеяния, голо¬вные покрывала и всевозможные на¬кидки.
По поводу богатой пурпурной отделки, которой украшалась верхняя одежда, заслуживает внимания одно постановление, издан¬ное к концу IV в. (в 393 г.) и запрещавшее актрисам носить подоб¬ные платья. Принято оно было с той целью, чтобы этим правом мог¬ли пользоваться только порядочные женщин.
Из накидок древнего покроя византийские женщины особо предпочитали продолговатый плащ греческого образца, а также выкроенную полукругом на древнеримский манер накидку, ко¬торая окутывала все тело. Относительно этой накидки в форме колокола, имевшей только одно отверстие для головы, измене¬ние ограничилось только разнообразием материала.

 

Что касается прочих накидок, в которые кутались женщины, то перемены главным образом заключались в том, что женщины стали реже обвертывать ими тело, как это делалось с греческой тогой. За¬то их чаще стали носить в виде наплечных накидок- мафорий, спускавшихся по спине, причем верхние концы плаща притягивались вперед, а потом закидывались назад, с левого плеча за правое, и наоборот. Если ширина плаща позволяла, то его верхняя часть набрасывалась на голову. Такой внешний вид в сочетании со спускав¬шейся до земли столой составлял отличительный признак почтен¬ной женщины. Потому византийское искусство во все времена и придерживалось подобного канона при изображении одежды Бого¬матери, причем цвет обеих названных одежд почти всегда либо красный, либо синий.
Кроме больших платков, которыми женщины оборачивались раз¬нообразными способами, приблизительно с XI в. у представитель¬ниц высших сословий вошла в моду накидка особого фасона; подоб¬ная одежда в древности иногда встречалась у римлянок. Кроме объема и дорогих украшений, она соответствовала муж¬скому плащу и подобно ему носилась либо только на правом плече, либо на обоих и застегивалась на застежку - фибулу.

 

В наряде византиек можно было встретить всевозможные украшения, в зависи¬мости от положения и средств их обладателей, например богато ук¬рашенные жемчугом серьги и золотые браслеты и кольца, различные металлические подвески, нагрудные бляшки, застежки и т. п. Осо¬бенно любимы были мелкие изображения, прикрепленные к шей¬ным цепочкам и носившиеся на груди .
Между византийскими знатными женщинами издавна существовал обычай, по которому на праздники императрицы дарили своим подданным драгоценные наряды, окрашенные в пурпурный цвет. Они хранились в царском дворце в особой «пурпурной комнате».

ПРИЧЕСКИ И ГЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Судя по изображениям, к числу женских головных уборов, кото¬рые носили в сочетании с описанными одеждами, принадлежали по¬пулярные у западных римлянок еще до начала Империи богато ук¬рашенные чепцы, сетки и головные платки, а также некоторые заимствованные у восточных народов фасоны головных уборов.
Хотя в Византии были в ходу весь¬ма разнообразные по своей форме головные уборы, некоторые из них пользовались особенной любовью женщин. Это касается сеткообразных наголовников, сплетенных из се¬ребряных или золотых шнурков и об¬шитых дорогими камнями, жемчугом, золотыми бляшками и пр., а из числа восточных уборов - особо¬го вида древнеперсидской повязки, спирально обвитой двумя платками различных цветов на манер импера¬торской тиары.
Этот наголовник по сей день носят испанские еврейки в Константинополе. У византиек он составлял исключительную при¬надлежность замужних женщин.
Плотно прикрывавшие голову платки и чепцы, не¬редко украшенные узорчатым шитьем, гораздо чаще носились зрелыми женщинами, чем молодыми девушками.
Последние покрывали голову чрезвычайно нарядными и красивыми сетками, а также с удовольствием носили любимые с древнейших
времен девушками всех стран Востока и Запада золотые повязки и
диадемы, часто украшенные драгоценными камнями .
Прическа византийских женщин была копией античной греческой прически: волосы зачесывались назад и образо¬вывали на затылке узел. Иногда волосы заплетались в две косы, в них вплета¬лись жемчужные нити и ленты, затем го¬лову покрывали чепчиком, очень часто состоявшим только из лент, соединен¬ных между собой металлическим обо¬дом, на него накладывали косы. Излюб¬ленной была прическа валиком, кото¬рый обрамлял лицо и щеки; он делался с помощью лент, которыми закручива¬лись волосы. Очень часто волосы укра¬шались цветами. В прическах второго типа вся мас¬са волос захватывалась на темени, и из них заплетались широкие косы, которые, загибаясь сзади, четко об¬рисовывали щеки. В эти косы иногда вплетали нити из настоящих жемчу¬жин, драгоценных камней, а также цветные ленты и пр.

Иногда волосы полностью закрывали головным убором. Для предохранения причесок и вме¬сто головных уборов византийки упо¬требляли пестрые платки и шарфообразные повязки. Часто встречаются изо¬бражения знатных женщин в чепцах, вполне закрывающих волосы, к которым прикреплены обрамлявшие лицо вали¬ки из двухцветных лент. Головной убор девушек состоял из сеток, кос и лобных повязок.

У простых византийцев редко встреча¬лись головные уборы. Однако при поле¬вых работах и в дороге носили круглые широкополые меховые шляпы и шапки; встречались также и капюшоны из жест¬кой материи. У вельмож были в ходу пло¬ские, беретообразные шапки, расши¬рявшиеся кверху; в начале IX века была сильно распространена круглая, высо¬кая шапка, похожая на фракийскую.
Волосы мужчины сначала коротко стригли, а бороды брили. В середине VI века они стали носить длинные воло¬сы, а в начале VII стали отпускать и бо¬роды.

О королевском облачении византийцев.

Императорский костюм состоял из ту¬ники, доходившей до земли. Она была укра¬шена у ворота, у подола и спереди на рукавах золотым шитьем и жемчугами. Впоследствии широкая золотая отделка у ворота распространилась и на рука¬ва и была видна из-под застегнутой на боку мантии. Эта туника, известная и под названием столы или далматика, делалась из шелка, сначала белого, впоследствии же темно-синего. Поверх нее часто надевалась еще одна, такая же роскошная туника, с длинными ши¬рокими рукавами, к украшениям кото¬рой прибавились в X веке два вышитых золотом круга на высоте колен. Пурпур¬ная мантия, застегивавшаяся на правом плече пряжкой и украшенная жемчуж¬ными нитями, была полукруглой формы, Спереди и сзади у выреза ворота при¬креплялось по одному четырехугольно¬му куску материи. Эта отделка называ¬лась clavus.
Царское облачение дополнялось пурпуровыми штанами, жемчужной диадемой, состоявшей либо из полосы, либо из цепи драгоценных камней четырехугольной формы, соединенных между собой жемчужинами, расположенными по две одна над другой, или беретообразной, расшитой жемчугами шапоч¬кой, золотым скипетром и пурпурными сапогами, почти сплошь усыпанными жемчугом. Сюда же относятся и перчат¬ки (diguitalia), которые в древности изго¬товлялись персами, римлянами и грека¬ми из дорогих мехов.
С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум - широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15-35 см, длина - 4-5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник-оплечье - широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову.
Костюм императоров вплоть до конца XII в. сохранился в неизменном ви¬де, за исключением незначительных изменений в длине и отделке нижней одежды.
До XII в. в царском костюме подвергалась значительным изменениям только диадема. Вначале к ней добавились длинные жемчужные подвески на боках и у мужчин, и у женщин. Потом она приняла вид до¬вольно высокой шапки, плотно прилегавшей к верхней части голо¬вы , или широкого золотого обруча, обложенного в три и более ряда
жемчугом и дорогими камнями

Облачение им¬ператрицы имеет громадное сходство с облачением императора, только здесь недостает clavus'a на мантии, но зато спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанные слезовидными жемчугами, а нижний ру¬бец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотым и цвет¬ным шелковым шитьем.

Приблизительно в 10 веке обла¬чение императрицы подверглось значи¬тельной перемене. Пурпурная мантия была наполовину сужена и падала толь¬ко на спину. Стола или туника делалась с широкими рукавами так, что из-под нее был виден пурпур мантии и широкие борты, украшенные драгоценными ка¬меньями. Рукава нижней туники
заканчи¬вались золотой обшивкой. Предметом роскоши считался широкий, перебро¬шенный через плечи и спускавшийся до колен шарф, который сдерживался на¬верху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драго¬ценными каменьями, край его был белым с пестрыми цветами (см рис. В разделе ткани). Свободно падаю¬щие концы шарфа повязывались рос¬кошным кушаком. Там где шарф является от¬дельной частью костюма можно полагать, что подобное отклонение допускалось только для того, чтобы одеяния царевен от¬личались от наряда императрицы. К верхнему шарфу, украшенному бахромой, скоро присоединили второй шарф, надевавшийся на нижнюю тунику так, что из-под укороченной столы виден был только небольшой кусок. Иногда нижний шарф прикреплялся к нижней одежде. В XII веке на столе стали изредка делать разрезы до бедер. Она шилась с полудлинными широкими рукавами и украшалась до¬рогими кантами, которые накладыва¬лись или на середину передней ее час¬ти, или шли по бокам. На столу надева¬лось еще короткое, богато украшенное покрывало; оно доходило до талии, по¬крывая грудь, спину и плечи; под руками оно не сходилось, а придерживалось ку¬шаком или завязками.
Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закруг¬ленных сверху эмалированных бляшек, причем средняя из них немного выдавалась.

ПРИДВОРНЫЕ

Роскошь и внешний блеск, господствовавшие при византийском дворе, продержались до самого падения Империи.
О византийских консулах извест¬но то, что они носили мантию, покрытую роскошными орнаментами и украшенную клавусом. В позднейшие времена они отличались широкой золо¬той повязкой, которая надевалась через плечи, поверх длинной туники, так, что на груди образовывался крест, а концы ее свешивались до колен. Она надевалась то на левое плечо (справа налево), то на правое (слева направо), причем концами спускалась то спереди, то сзади, то только спереди.
Вторым их отличи¬ем был нашейный платок, украшенный на концах золотой бахромой и свободно перевязанный на груди. Перевязи иных цветов и иного вида носились и другими должностными лицами: надевались они обыкновенно так, что оба конца свеши¬вались или сзади, или спереди, или же с одного бока. Общее отличие придвор¬ных составлял пурпурный клавус (clavus). Пурпуровые шарфы использовались как знак от¬личия сановников
Головной убор составляла яйце¬видная шапка с широким бортом или шляпа, расширявшаяся к верху, с выби¬вавшейся подкладкой. Узором на мате¬риях служили знаки, изображенные на современных игральных картах: бубны, черви, трефы и пики.
Одежда должностных лиц, в зависимости от чина, отличалась длиной, шириной и богатством отделки. Кроме того император и знатные византийцы носили так называемую теристру - своеобразный наголовник, закрывающий затылок и плечи. Только в теристре, а не в шляпе позволялось появляться при дворе по этикету.

Служебные должности дробились на множество степеней. Каждому из государственных чиновников был присвоен особый знак, соответствовавший положению, занимаемому этим лицом. В зависимости от положения и сана служащих изменялся не только покрой одежды, но и цвета их форменных отличий. Кроме отличий в одежде и украшениях, к таким признакам принадлежали печати и символические знаки, нашивающиеся на одежду. Они за, исключением отдельных должностей, по большей части имели формы концентрических кругов, зубчатых звезд, крестов, звериных голов и пр., вписанных в особый круг.
Одежда высших должностных лиц, сходная по своей форме с консульским и царским нарядом, неизменно состояла из туники с узкими рукавами и просторного плаща. На всех этих одеждах имелись знаки отличия, состоявшие из разного рода украшений и изо¬бражений.
Туника отличалась, в зависимости от сана ее владельца, большей или меньшей длиной и объемом. Только духовные лица, ближайшие родственники императора и неко¬торые высокопоставленные сановники поль¬зовались правом носить длинную столу и древнеконсульскую перевязь.
Некоторые, например силенциарии, пользовались привелегией носить оружие даже в присутствии императора.
Император Алексей придумал высший титул - севастократора, присвоив ему значительные почести и особую царскую одежду. Ее отличия заключались в том, что диадема себастократора была не так роскошно украшена, а вместо пурпурных императорских башмаков полагались окрашенные в зеленый цвет полусапожки.
Со времен Юстиниана все служащие без ис¬ключения обязывались законом носить обувь черного цвета (для отличия от пурпурной обу¬ви императора).
Начиная с X в. в форменном костюме высших придворных чинов произошли некоторые изменения. Во-первых, верхняя одежда вновь стала украшаться на манер консульского плаща не только нашивкой, но и сплошными кругообраз¬ными орнаментами. Вместо короткой, ниже колен, туники стала вхо¬дить в моду длинная и пышная стола.
Установилась также мода под этой просторной одеждой носить тунику с узкими рукавами и простой нарукавной обшивкой и шта¬ны. Для большего удобства подол столы с боков подбирался под по¬яс таким образом, что, свисая спереди и сзади вниз полукругом, она прикрывала тело до середины бедер.
С этого же времени появилось еще одно служебное отличие для высших должностных лиц: очень широкая шейная повязка, укра¬шенная по обоим концам шитьем, завязывавшаяся на груди. Хотя эта повязка встречается не часто, ее можно считать послед¬ним элементом, напоминающим перевязь.

Одежда низших чиновников состояла из короткой туники и узких штанов, и поэтому их знаки отличия, в зависимости от степени чина, ограничивались лишь украшениями этих частей одежды. Позднее низшим чинам было дозволено носить короткий плащ. Также позднее в качестве проявления роскоши нижним чинам позволялось удлинять тунику.
Более мелкие придворные чины оде¬вались, так же, как и народ: только в виде отличия допуска¬лась определенная цветная отделка. Го¬ловным убором сановников и придвор¬ных была плоская, расширяющаяся к верху шапка, которую носили и выс¬шие сословия.

ОДЕЖДА НИЗШИХ СОСЛОВИЙ

Что касается одеяния низших сословий, то традиционная одежда этого класса едва ли сохранилась до VIII - начала IX столе¬тия в том виде, какой она имела до Константина Великого. Вплоть до начала XII в. в ней произошли существенные изменения, однако не столько в покрое, сколько в отделке.
В мужском костюме это изменение проявляется в зауживании всех частей одежды. Так, прежняя просторная нижняя одежда (ту¬ника) после IX в. приобретает форму узкого кафтана с обтяжными рукавами.
Одновременно в этой одежде произошла и другая перемена: по¬степенно исчезли распространенные ранее продольные параллель¬ные полосы, взамен которых появились роскошные поперечные бордюры, расположенные по нижнему краю одежды, вокруг шеи и рукавов.
В это же время появился накидной плащ, который вытеснил гос¬подствовавшую прежде полугреческую сборчатую накидку. Плащ у римлян являлся почетным отличием, присваивавшимся только им¬ператорам и главным полководцам, и в Византии он был составной частью одежды знати; народу позволялось носить только упомяну¬тую сборчатую накидку. Плащ двумя завязка¬ми прикреплялся к вороту, и но¬сили его в виде открытой спереди накидки, спускавшейся по спине. Со временем к этой одеж¬де прибавились украшения по краям туники.
Такая одежда, как штаны, испы¬тавшая многочисленные нападки в Древнем Риме, сохранилась у византийцев. Эта принадлежность мужского кос¬тюма двух разновидностей - корот¬ких штанов по колено и длинных, прикрывавших всю ногу постепен¬но, подобно тунике, все сильнее ста¬ла походить на тесно облегающую те¬ло одежду из трико. (см. раздел «мужская одежда»)
Из различных видов обуви самой разнообразной отделки, суще¬ствовавших еще в глубокой древности, сандалии, как менее удобные и мало защищавшие ноги, постепенно вытеснялись излюбленными с давних пор на Востоке башмаками, обхватывавшимися ремешка¬ми, и высокими сапогами.
Обувь шилась из кожи или из крепкого войлока. Главное ее укра¬шение составляли пестрые цвета и узорчатая обшивка, причем пур¬пурный цвет, а в позднейшее время еще и зеленый считались при¬вилегией царских особ.
До конца XIII в. низшие сословия в Византии придерживались обычая древних римлян покрывать голову только в исключитель¬ных случаях, больше для защиты от непогоды и солнца, чем для кра¬соты. Поэтому они довольствовались невысокими шляпами с круг¬лой тульей и широкими полями и низкими шапками и колпаками с отворотами, не внося в их фасон никаких новшеств. Впрочем, око¬ло IX в. они заимствовали у народов Западной Азии особую шапку, похожую на фригийский колпак.

ВОЙСКО

Войско у византийских императоров было на жалованье: оно состояло из всадников и пополнялось чужестран¬ными наемниками. Солдаты носили в большинстве случаев такую же одеж¬ду, как и низшие сословия. Уже в нача¬ле V века воины одевались в короткие греческие рубашки, причем руки были совершенно обнажены. Часто встре¬чались две туники, надетые одна на другую. Длинные панталоны вошли во всеобщее употребление только между IX и XI веками, а до тех пор даже на¬чальники ходили с обнаженными нога¬ми или же надевали доходящие до ко¬лен штаны, перенятые у римлян. Наем¬ные воины носили одежды своей родины и византийское вооружение.
Воины низшего разряда носили ко¬жаные панцири с прикрепленными к ним, для большей прочности, металли¬ческими пластинками, у полководцев же были кольчуги или полный металли¬ческий римский панцирь с cinctorium, наплечниками и набедренниками, рим¬ский шлем с гребнем, украшенный пе¬рьями, и металлические наголенники. Сапоги они носили высокие или шнуро¬ванные. Cinctorium был заменен впос¬ледствии широкой повязкой или шар¬фом.
В XI веке наплечники и на¬бедренники исчезли совершенно. Особенно роскошно одевались тело¬хранители, набиравшиеся из чужезем¬ных наемников.
Вооружение в X и XI веках остава¬лось почти неизменным, как и в после¬дующее время, вплоть до самого паде¬ния империи.
Византийские императоры, как и в свое время западноримские, постоян¬но укомплектовывали регулярную ар¬мию иноземными наемниками, пре¬имущественно франками, а также целыми полчищами вспомогательных войск из азиатов.
Последние сохраняли свойственное каждому их племени нацио¬нальное оружие, поэтому все войско представляло собой чрезвы¬чайно разнообразную смесь костюмов и вооружения.
Изображения воинов из некоторых таких войск встречаются во многих произведениях искусства, относящихся к различным эпохам.